Есть ли в шашках пат. Тактика в шашках чтобы выиграть

Правила игры в Русские шашки

Цель игры - съесть все шашки противника или «запереть» их (т.е. лишить возможности хода)

Игра ведется только по тёмным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось тёмное угловое поле. В начальной позиции у каждой стороны по 12 шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны

Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые. При достижении последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда, простая шашка превращается в дамку

Ходы делаются по очереди, передвижением своей шашки на незанятое поле. Пропуск хода не допускается. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Простая ходит только вперёд на одну клетку по диагонали. Дамка ходит по диагонали на любое поле, как вперёд, так и назад, причём через свои шашки она перескакивать не может

Если простая шашка находится рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле, после этого, шашка соперника снимается с доски. Если при этом возникает возможность продолжить взятие других шашек соперника, то это взятие должно быть произведено. При бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки. За один ход шашку противника можно побить только один раз (правило турецкого удара). Согласно этому правилу, если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается. Побитые шашки противника снимаются только после завершения хода. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. При нескольких вариантах взятия, например, одну шашку или две, игрок выбирает вариант взятия по своему усмотрению.

Выигрыш

Ничья

  • если участник, имеющий три дамки (и более) против одной дамки противника, за 15 ходов не возьмёт дамку противника;
  • если в позиции, в которой оба участника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (не было взятия, ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:
    • в 2-х и 3-х фигурных окончаниях – 5 ходов,
    • в 4-х и 5-и фигурных окончаниях – 30 ходов,
    • в 6-и и 7-и фигурных окончаниях – 60 ходов;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
  • если в течение 15 ходов участников делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

Правила игры в Поддавки (Обратные шашки)

Поддавки это шашки с обратной целью игры - потерять все свои шашки: заставить противника их «съесть» или «запереть».

Правила игры в Диагональные шашки

Правила аналогичны правилам игры в русские шашки, но начальная расстановка - иная (большая диагональ свободна, сверху и слева от неё все клетки заняты черными шашками, снизу и справа - белыми).

Правила игры в Международные шашки

Для игры используется доска 10×10 клеток. Шашки расставляются на чёрных полях первых четырёх горизонтальных рядов с каждой стороны. Играющий белыми ходит первый, далее ходы делаются поочередно. Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые.

Простая шашка ходит по диагонали вперёд на одну клетку. При достижении любого поля последней горизонтали, простая шашка превращается в дамку.

Дамка ходит по диагонали на любое свободное поле как вперёд, так и назад.

Взятие обязательно, если оно возможно. Шашки снимаются с доски лишь после того, как берущая шашка остановилась.

При взятии применяется правило турецкого удара - если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается (то есть, запрещается дважды брать одну и ту же шашку, при этом можно пересекать дважды одно и то же пустое поле).

Если есть несколько вариантов взятия, нужно выполнить тот из них, который снимает максимальное количество шашек соперника (независимо от их качества - и простая, и дамка считается одной шашкой). Если всё ещё вариантов несколько, можно выбрать любой из них. Если имеется выбор боя дамкой или простой, то можно брать любой из них, соблюдая и в этом случае правило взятия наибольшего количества шашек.

Если простая шашка в процессе взятия достигает дамочного поля и может бить дальше в роли простой шашки, то она этим ходом продолжает бой и остаётся простой. В противном случае она превращается в дамку и останавливается. Право боя по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если один из участников покинул партию или заявил о том, что сдаётся;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если у одного из соперников побиты все шашки.

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

Ничья

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • при невозможности выигрыша ни одного из соперников;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • участники в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
    против одной дамки противника, находящейся на большой дороге (главной диагонали доски), за 5 ходов не возьмет дамку противника;
  • на доске остаются пять дамок или четыре дамки и одна простая шашка против двух дамок, а сильнейшая сторона своим 50-м ходом не добьётся выигранной позиции.

Шашечная нотация

По нотации, принятой в международных шашках, все чёрные поля имеют номера (от 1 до 50). Нумерация доски начинается со стороны чёрных и идёт справа налево. Для записи хода простой шашки или дамки обозначают сначала поле, где шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится (например: 8-12). При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие (например: 12:21, 47:24:35).

Правила игры в Английские шашки (Чекерс)

Правила игры в Английские шашки (Чекерс) очень похожи на правила игры в Русские шашки, но имеют некоторые отличия:

  • первым ходит игрок, играющий черными шашками
  • простая шашка не может бить назад;
  • дамка может ходить только на одно поле в любом направлении;
  • дамка может бить только через одно поле в любом направлении;
  • бить можно произвольное количество шашек.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если у одного из соперников побиты все шашки;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если один из участников заявил о том, что сдаётся.

Ничья

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • в течение последних 40 ходов не произошло изменения сил, то есть никому из игроков не удалось провести хотя бы одну шашку в дамки, и не было удалено с доски хотя бы одной шашки или дамки.

Обращаем ваше внимание на то, что игра будет сохранена в историю, и за нее буду начислены очки только в том случае, если было выполнено 3 и более перехода хода (например, 2 хода белых и один черных для режима «Русские шашки»).

Панель режимов

Панель режимов позволяет выбрать текущий режим игры.

Верхняя панель кнопок

Ход назад , Ход вперед - позволяет отменять и повторять ходы в игре с компьютером.

Предложить ничью позволяет отправить сопернику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться

Новая игра – начать новую игру с компьютером.

Покинуть игру

Дополнительные кнпоки в совместной игре

Предложить ничью позволяет отправить сорпенику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться - завершает игру (засчитывается поражение).

Покинуть игру - позволяет немедленно завершить текущую игру (засчитывается поражение).

Нижняя панель кнопок

Настройки - открывает меню настроек, в котором вы можете:

  • Выбрать цвет фигур;
  • Изменить уровень сложности компьютера;
  • Включить или выключить автоматический ход для ситуаций, когда по правилам игры существует единственно возможный ход;
  • Включить отображение взятых фигур и истории ходов;
  • Включить или выключить звук;
  • Запретить другим игрокам приглашать вас в игру;
  • Открыть черный список.

Описание - открывает описание игры.

Вопросы и отзывы - открывает гостевую книгу, в которой вы можете оставить отзыв или пожелание к игре.

История - история всех ваших игр с указанием даты игры, противника и его места в рейтинге.

Жёлтым цветом отмечены выигранные вами партии, красным – проигранные, синим – завершенные ничьей.

Звёздочкой отмечены игры, занесённые вами в избранное.



Очки начисляются только за победы над противниками (за ничьи и победы над компьютером очки не начисляются).

Система рейтингов Эло, коэффициент Эло - метод расчёта относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое игроков. Эту систему рейтингов разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло.


В личном кабинете вы можете указать дополнительную информацию о себе, загрузить фото, изменить пароль, а также хранить и осуществлять личную переписку с другими зарегистрированными игроками.

Вы можете играть без регистрации в качестве гостя. После регистрации и/или авторизации вы получите доступ в личный кабинет и сможете отправлять другим игрокам личные сообщения.

Чтобы зарегистрироваться надо просто ввести имя (от 3 символов) и пароль (не менее 5 символов). Если такое имя уже зарегистрировано в игре, вам придется выбрать другое.

На протяжении многих лет шашки были известны как очень увлекательная и простая игра. Несмотря на кажущуюся прямолинейность, она требует определенных знаний и умений, ведь здесь существует множество стратегий и стилей игры.

При изучении стратегии, вам в первую очередь необходимо понять сами обозначения шашек и научиться создавать план своей игры. Многие шашисты черпают свои знания из литературы, журналов или наблюдают за результатами турниров и матчей. Новички в шашках часто думают, что эксперты имеют какое-то тайные математические правила, которые решают все ситуации, возникающие на клетчатой доске. Эта идея является ложной, поскольку число возможных позиций практически неограниченно, и никто никогда не освоит шашки таким способом.

Как выиграть в шашки – первый ход

Почти во всех современных шашках правила запуска игры одинаковы: темный цвет начинает двигаться первым. Определиться с цветом шашек обычно помогает монетка или очередность. Передвигая вперед первую шашку нужно научиться точно и быстро анализировать ситуацию, визуализируя изменения в положении на несколько ходов вперед. Нельзя забывать, что противник также будет пытаться делать лучшие хода. Знайте, что имея в начале игры в своем арсенале на одну шашку больше, можно смело рассчитывать на победу, главное без оплошностей доиграть партию.

Как выиграть в шашки – заставьте оппонента работать на вас

Заставить оппонента двигать шашки в вашу пользу – это один из секретов победы. Чтобы применить заставляющую тактику необходимо знать кое-что о формациях, ловушках, выстрелах и рисках в конце игры. При планировании вашей игры используйте принцип выгонки, надеясь на оплошности оппонента.


Как выиграть в шашки – расставляйте ловушки

Довольно часто в начале игры новички практикуют ловушки - это одна из гарантий победы в настольной игре. Такая тактика может сорвать планы противника, однако разобраться в его целях – нелегкая задача.


Как выиграть в шашки – разработайте тактику игры

В некотором отношении игра в шашки схожа с войной. Каждого игрока можно назвать командиром двенадцати людей на поле битвы из тридцати двух квадратов. Лидеры войны маневрируют силы с военной точностью, атакуя, жертвуя, стремясь перехитрить противника или подавить их превосходством. Помните, что армия не продвигается в бой бессистемно.


Как выиграть в шашки – рвитесь в дамки

Первый из игроков, который достиг противоположной стороны противника, имеет в своем арсенале дамку, а она довольно грозное оружие. Ее дальнобойные возможности и умение передвигаться по диагонали доски могут уничтожить целую группу шашек соперника.



Как выиграть в шашки – стремитесь к перевесу шашек

Заставьте оппонента отдать вам свои шашки или сами сбивайте их. Для этого можно применить прием, когда две шашки соперника не защищены, а ваша встает между ними (заход в «любки») или определить слабую шашку и атаковать соперника.


Как выиграть в шашки – центральное управление

Заранее проанализируйте опасные зоны, которых нужно избегать, чтобы оппонент вас в них не подтолкнул. Помните, что контроль центра – это контроль всей доски. Шашка, стоящая у ее борта, значительно слабее центральной. Помимо скорости, центральные площади имеют более широкий охват: от них можно одолевать или поддерживать любой фланг. Если внутренние квадраты так желательны в игре, то боковые во многих случаях становятся небезопасными. Ваша шашка не будет зажата в углу, если рядом расположить ее коллег.


Как выиграть в шашки – играйте вдумчиво

Всегда старайтесь играть медленно и вдумчиво, рассматривая каждый возможный ход. Перемещая в спешке свои хода, вы быстро закончите партию, однако результат может быть на стороне противника. Лучше сыграть одну хорошую игру, чем сто небрежных. Всегда ожидайте, что ваш противник может сделать лучший ход.


Как выиграть в шашки – играйте с профессионалами

Практикуйте игру с профессионалами. Не нужно далеко ехать, чтобы найти специалиста. Местными экспертами могут быть студенты, разбирающиеся в игре и способные составить жесткую конкуренцию или ученики из шашечного клуба.

Помните, что шашки помогают развивать черты характера, необходимые для успешной жизни: осторожность, концентрация, самоконтроль, уравновешенность, точность, терпение и даже методическое суждение.

Шашки – это очень известная настольная игра для двоих участников. Как играть в шашки правильно знают единицы, и еще меньше людей осведомлено о способах, обеспечивающих гарантированную победу в любой партии. Хотя ее правила просты, их знаний недостаточно, чтобы постоянно оставаться победителем. Для этого нужно как следует попрактиковаться в применении некоторых хитростей.

Правила игры в шашки

Играть в эту настольную игру нужно на стандартном поле с количеством клеток 8х8. Общее число игровых фигур на двоих – 24, т.е. на одного участника их раздают по 12. Перед тем как их расставлять, нужно повернуть доску так, чтобы в нижнем левом углу перед участником, играющим за белые шашки, была клетка черного цвета. Используются только темные поля – на них противники расставляют фигуры.

Основная цель – полностью убрать все фигуры соперника или заблокировать их, чтобы он не мог дальше «двигаться» и у него не осталось доступных ходов. Играть нужно следующим образом:

  • Игрок, которому достались белые фигуры, ходит первым.
  • Участники перемещаются только на черные поля, то есть по диагонали, и двигаются вперед – такой способ хода называется «тихий».
  • Чтобы побить противника, ходят также, по диагонали, «перепрыгивая» через соседнюю «вражескую» фигурку, если следующее поле по той же диагонали свободно – этот тип хода называется «бой».
  • Шашка, которой бьют фигуру соперника, становится на клетку за ней, а побитую снимают с поля.
  • Фигура, дошедшая до противоположного края доски, становится дамкой (ее переворачивают или ставят сверху вторую, чтобы отличать «королеву» от простых фигур).
  • Дамка получает право перемещаться на любое количество клеток вперед или назад (но только по диагонали), а в процессе битвы она может вставать на свободный квадрат за атакуемой фигурой, если таких несколько.

Начинающие игроки часто интересуются, можно ли бить назад, играя простыми фигурами, не дамками. Здесь все зависит от разновидности шашек: одни версии предполагают, что фигуры могут ходить и бить только вперед, а другие – в две стороны, к тому же у разных по статусу пешек возможности отличаются. Для начинающих лучше всего подходит самая простая, русская версия. После небольшой практики участник при желании сможет перейти на сложный уровень, научившись играть в другие разновидности шашек.

Русские

Эта вариация основана на простых правилах, о которых рассказано выше. Что касается того, можно ли в шашках ходить назад, то русская версия предполагает такую возможность – простым фигурам разрешено передвигаться вперед и бить в любом направлении. При этом никаких ограничений на количество побитых зараз пешек нет. За один ход участник может убрать две, три и при возможности большее число фигурок соперника.

Китайские

Как играть в шашки этой разновидности? Для них предусмотрено поле, имеющее вид шестиконечной звезды, у которой на вершинах располагается от 6 до 10 фигурок. Играют в китайские шашки и вдвоем, и с большим количеством участников, до шести человек. Цель – переместить свои фишки к противоположному концу поля. Первым ходит тот, кому розданы самые яркие по цвету фигурки, а остальные делают ходы за ним по часовой стрелке.

За один ход у игрока есть возможность передвинуть одну фишку в любом направлении. При этом он может перепрыгивать через чужие фигурки, когда за ними есть свободное поле. Если за пустым квадратом есть другая фишка, ее разрешается бить за один и тот же ход. Победителем становится тот, кто первым доберется до противоположного конца поля, а другие участники при желании распределяют между собой второе, третье и последующие места.

Английские

Зная все основные правила стандартной игры, легко понять, как играть в английские шашки. Для них нужна обычная шахматная доска и по 12 фишек каждому сопернику. Расставляют их так же, как в обычной версии игры, заполняя черные клетки первых трех рядов с каждого края поля. Первый ход делает игрок с черными фишками. Простые фигуры могут ходить и бить только вперед, а назад позволяется лишь дамке и только на одну клетку.

Уголки

Эта разновидность игры ведется на обычной доске 8х8. У каждого участника по 9 фишек. Их расставляют квадратом 3х3 в первом ближнем для игрока углу поля. Как играть в уголки? Фигурки нужно перемещать на соседние клетки по вертикали или горизонтали, а еще разрешается перепрыгивать через фишки соперника, которые стоят на свободных полях, если место за ними свободно. Цель игры – первым занять угол противника.

Поддавки

Правила этой игры аналогичны тем, которые действуют в более привычной русской версии, но цель другая. Игроку необходимо заставить противника побить все его фигуры или заблокировать их, то есть специально подставлять себя под удар. Каждому участнику обязательно нужно бить все доступные для этого действия игровые фишки соперника, даже тогда, когда за один ход он может побить сразу несколько штук. Побеждает тот, кто первый освободится от всех своих фигур.

Шашки Чапаева

В них играют на обычной доске, а каждый участник в начале партии располагает восемью фигурками. Их расставляют на противоположных краях поля горизонтальными рядами, но при желании игроки могут договориться о любом другом изначальном расположении. Цель каждого – выбить все чужие фишки с доски, а делать это нужно при помощи щелчка по своей шашке. Когда игроку не удается выбить ни одной из фигурок соперника или если он теряет свою фишку, ход передается противнику.

Эта настольная игра ведется в несколько раундов. После первой партии победитель ходит первым и располагает на поле свою линию фигур на одну клетку вперед. Когда шашки становятся друг к другу вплотную, проигравший последнюю партию отступает на одну линию назад. Окончательным победителем будет тот, кому удастся перебить все шашки соперника в этом раунде.

Японские

Поле для игры в японские шашки имеет размер 19х19. Изначально у игроков неравное количество фишек – один получает 181 шт. черных, а другому достаются 180 шт. белых. Цель игры – захват и контролирование территории поля. Тот, кто займет большую площадь, чем противник, и будет победителем. Для совершения хода фишку перемещают на пересечение линий, которое называется пунктом.

Первый ход делают черные. Рядом с каждой фишкой по вертикали или по горизонтали должен быть хотя бы один свободный пункт. Когда пешка или группа полностью окружены камнями соперника, они считаются взятыми в плен и убираются из поля. За каждую захваченную фигурку и свободный пункт насчитывается по одному очку, а победитель определяется путем подсчета этих баллов.

Как научиться хорошо играть в шашки

Чтобы быстро изучить правила игры, рекомендуется потренироваться на компьютерных симуляторах. В интернете легко найти подходящий вид на свой вкус: классические, упрощенные варианты для начинающих, симуляторы с выбором уровня сложности и возможностью делать ставки на деньги и даже такие, где роль соперника выполняет анимированная девушка, с которой игрокам предлагается играть на раздевание.

Желательно выбирать игровые симуляторы, где есть возможность и вести игру с компьютером, и играть с людьми в режиме онлайн без регистрации. Первый вид поможет понять, какая общая тактика применяется для достижения победы и как выиграть партию, используя логическое мышление. Партии с настоящими участниками обеспечат необходимую реальную практику.

Как научиться играть в шашки настолько хорошо, чтобы выходить победителем если не из всех, то из большинства партий? Для этого необходима собственная стратегия. Чтобы выработать свой личный план победы и постоянно выигрывать с его помощью, нужно опираться на следующие рекомендации опытных игроков:

  • Тренируйтесь мысленно менять расположение фигур на поле исходя из планируемого хода, тем самым просчитывая развитие событий на несколько ходов вперед.
  • Старайтесь держать свои фигуры ближе к центру доски – это положение является самым выгодным для движения вперед и помогает играть, избегая блокировки.
  • Пытайтесь быстрее сделать свои фигуры дамками, передвигая их к тем зонам игрового поля, где у противника фишек меньше или они более уязвимы.
  • Насколько это возможно, подольше не передвигайте с изначального места фишки последнего ряда – это не позволит сопернику быстро сделать свои фигуры дамками.
  • Старайтесь перемещать фишки парами и компактными группами, чтобы усложнить для соперника их захват.

Как научить ребенка этой интереснейшей настольной игре? Для этого важно увлечь его процессом и тогда он легко освоит правила и совсем скоро станет полноценным соперником, который всегда будет рад поиграть даже с опытным взрослым игроком. Чтобы добиться этого, показывайте ребенку разные варианты того, как быстро выиграть, позволяя одержать победу и поддерживая дух соревнования. Так он почувствует вкус чемпионства, непременно заинтересуется процессом и будет играть с увлечением.

Если вы планируете серьезное обучение, которое позволит ребенку успешно участвовать в специализированных турнирах и выигрывать, то учить его следует с использованием другого, более ответственного подхода. Нужно заниматься правильно, с самого начала объясняя названия ходов и комбинаций, регулярно играть, подробно разбирая все хитрости и особенности, непременно используя хороший самоучитель.

Видео: секреты игры в шашки

Любому, кого интересует, как научиться играть в шашки, стоит посмотреть обучающие видеоматериалы, которые наглядно поясняют все тонкости игрового процесса. Видео поможет быстрее понять правила этого популярнейшего настольного развлечения, усвоить распространенные игровые тактики и узнать о выигрышных стратегиях, благодаря которым будет проще одержать победу.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Как играть в русские шашки?

1.1. Шашечная доска

Шашечная доска состоит из 64 одинаковых квадратов, попеременно светлых (белых) и темных (светло-коричневых) полей.

Игра ведется только по темным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось темное угловое поле.

В официальных соревнованиях должна применяться доска, отвечающая следующим требованиям:

Иметь игровую поверхность от 40 до 45 см;

Поверхность доски не должна быть блестящей, она должна быть матовой;

Чередование светлых и темных полей должно быть отчетливым, цвет их не должен быть слишком бледным и не должен сливаться с цветом шашек.

1.2. Наименование диагоналей шашечной доски

картинка

Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ.

Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край - верхними диагоналями.

Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется большой дорогой.

Две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны большой дороги, и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие первые но концам образуют тройник. Большие диагонали тройника соответственно называются нижним и верхним тройником, малые - нижним и верхним тройничком.

Две диагонали, пересекающие большую дорогу и тройник (по 7 полей в каждой), составляет двойник. Они называются нижним и верхним двойником.

Следующие за двойником две диагонали (по 5 нолей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по 4 поля в каждой) образуют косяк. Соответственно они носят названия нижний и верхний косяк, нижний и верхний косячок.

1.3. Шашки

Партнерам перед началом игры предоставляется по 12 шашек (плоских, круглой формы): одному - белых, другому - черных. Шашки расставляются на черных полях первых трех горизонтальных рядов с каждой стороны.

Шашки должны отвечать следующим требованиям:

Все шашки должны быть одинаковой формы и одного размера;

Их диаметр должен быть меньше поля доски на 5-10 мм;

Толщина шашки должна равняться 1/4 или 1/5 ее диаметра;

Все белые и черные шашки должны быть соответственно одинакового цвета;

Они не должны быть блестящими, и их цвет не должен сливаться с полями шашечной доски.

1.4. Ходы шашек и дамок

1.4.1. Ходом в партии считается передвижение шашки с одного поля доски на другое. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится.

1.4.2. Шашки разделяются на простые и дамки, но в начальном положении все шашки - простые.

1.4.3. Простая ходит только вперед на соседнее поле по диагонали.

1.4.4. Если в процессе игры шашка достигает одного из полей последнего, восьмого (считая от себя) горизонтального ряда, она превращается в дамку, получая новые права. На доске у каждой стороны одновременно может быть по несколько дамок. Дамки обозначаются сдвоенными шашками, т.е. поставленными одна на другую.

1.4.5. Дамка, в отличие от простой, ходит на любое из свободных полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад), но становиться может, как и простая, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.

1.4.6. Ход считается сделанным, если игрок после передвижения шашки или дамки с одного поля на другое отнял от нее руку.

1.4.7. Если игрок, за которым очередь хода, прикоснется к своей шашке, которой можно сделать ход, он обязан ею пойти. Если прикоснется к двум или более, то должен пойти той шашкой, которой коснулся первой, если ход или взятие возможны. Прикосновение к своей шашке, у которой не оказывается возможного по правилам игры хода, не влечет за собой никаких последствий, и играющий свободен сделать любой возможный ход.

1.4.8. Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку или дамку на другое поле, но не отнял от нее руку, он вправе переставить эту шашку или дамку на любое возможное для них другое поле.

1.4.9. Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: "поправляю". Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.

1.5 Взятие

1.5.1. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

1.5.2. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

1.5.3. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается.

1.5.4. Взятие должно быть четко обозначено и проводится в определенном порядке. Оно считается законченным после снятия шашки соперника с доски.

1.5.5. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т.д. шашку.

1.5.6. Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т.д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.

1.5.7. После завершения взятия согласно п.п. 1.5.5. и 1.5.6. взятые шашки соперника затем снимаются с доски в порядке их взятия. Это называется последовательным взятием.

1.5.8. В процессе последовательного взятия запрещается переносить шашки или дамки через собственные.

1.5.9. В процессе последовательного взятия разрешается проходить несколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить шашку или дамку через одну и ту же шашку (дамку) соперника более одного раза.

1.5.10. Взятие должно быть четко обозначено, шашка за шашкой, ставя берущую шашку на поле взятия и затем на конечное поле.

1.5.11. Последовательное взятие считается законченным, если игрок по окончании передвижения шашки или дамки отнял от нее руку.

1.5.12. Взятые шашки могут быть сняты с доски только после завершения последовательного взятия и в том же порядке, в каком проходило их взятие.

1.5.13. Снятие взятых шашек с доски считается законченным, когда игрок снял последнюю взятую шашку.

1.5.14. При возможности взятия по двум и более направлениям дамкой или шашкой выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек (дамки или простые), предоставляется берущему.

1.5.15. Если простая при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.

1.5.16. Если же простая достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.

1.6. Шашечная нотация и запись партии

1.6.1. Шашечной нотацией называется система условных обозначений полей доски. Восемь горизонталей доски обозначаются цифрами от 1 до 8, восемь вертикалей - малыми латинскими буквами от "а" до "h" (a, b, с, d, e, f, g, h) или в русском произношении - "а", "бэ", "це", "дэ", "e", "эф", "же", "аш"). Буквой "а" обозначается крайняя левая вертикаль со стороны играющего белыми (крайняя правая вертикаль со стороны играющего черными). Первой горизонталью считается горизонталь, ближайшая к играющему белыми.

Каждое поле доски обозначается в зависимости от того, на какой вертикали и на какой горизонтали оно находится, т.е. каждое поле обозначается сочетанием буквы и цифры, показывающих вертикальный и горизонтальный ряды, на пересечении которых расположено поле.

1.6.2. Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например, расположение шашек при начале партии записывается так: белые: а1, а3, b2, с1, с3, d2, е1, е3, f2, g1, g3, h2 (12); черные: a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12).

Для записи хода шашки или дамки обозначают сначала поле, на котором шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится, например: a3-b4. При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие.

При взятии одним ходом нескольких шашек запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого шашка начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после боя.

Если необходимо отметить направление взятия, то после записи поля, с которого начался бой, последовательно записывают обозначение полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдельных полей ставится двоеточие.

1.7. Цель игры

Для каждой из сторон конечной целью является выигрыш либо ничья, в зависимости от задач, которые ставит перед собой игрок в данной конкретной партии.

1.8. Выигрыш партии

1.8.1. Выигравшим партию признается тот, кто первым достигнет положения, при котором его соперник:

Признав свою позицию проигранной, заявил о том, что сдается;

Не сможет сделать очередной ход;

Не имеет ни одной шашки;

Не успел сделать установленное количество ходов за определенное время.

1.9. Ничейные окончания

1.9.1. Партия считается закончившейся вничью в таких случаях:

По взаимному согласию оппонентов (один из участников предлагает ничью, а другой ее принимает это предложение);

При невозможности выигрыша ни одного из соперников;

Если участник, имея в окончании партии три дамки (и более) против одной дамки противника, своим 15 ходом (считая с момента установления соотношения сил) не возьмет дамку противника;

Если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:

* в 2-х и 3-х фигурных окончаниях - 5 ходов,
* в 4-х и 5-и фигурных окончаниях - 30 ходов,
* в 6-и и 7-и фигурных окончаниях - 60 ходов.

Если участник, имея в окончании партии три дамки, две дамки и простую, дамку и две простые, три простые против одинокой дамки, находящейся на большой дороге, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции;

Если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;

Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.

1.9.2. Порядок признания ничьей в случае повторения позиции:

Если играющий сделает ход, в результате которого позиция повторится третий раз или более, то его партнер имеет право до совершения своего очередного хода заявить судье соревнований о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью;

Если один из играющих хочет сделать ход, в результате которого позиция повторится третий раз (или более), то он, не делая этого хода на доске, должен записать его на бланке и заявить судье о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью. Если очередной ход все же будет сделан, то право требования ничьей этим участником утрачивается и восстанавливается вновь в случае очередного повторения той же позиции;

Не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим;

Требовать ничьей можно и в том случае, если позиция повторяется трижды в различные моменты партии, т. е. через любое количество ходов, но при той же очереди хода;

Правильность заявления о признании партии ничьей ввиду троекратного повторения позиции проверяется судьей соревнований за счет времени того из противников, который сделал это заявление. Если проверка установит, что троекратного повторения не было, то записанный заявителем ход считается сделанным и партия продолжается

Если при проверке время участника, добивающегося признания ничейного исхода партии, истечет, но будет установлено, что троекратное повторение позиции имеет место, партия признается закончившейся вничью; если троекратного повторения позиции не было, то заявителю, время которого при проверке истекло, засчитывается поражение.

1.9.3. Участник может предложить ничью в тот момент, когда он только что передвинул шашку или дамку. Предложив ничью, он пускает часы партнера. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: "предлагаю ничью", "согласен", "не согласен",- и не оговариваются никакими условиями. Последний может принять предложение или отклонить его словесно либо ответным ходом.

1.9.4. Если игрок предлагает ничью, когда идут часы его партнера, обдумывающего свой ход, последний может согласиться или отклонить его предложение. Игрок, предлагающий ничью, таким образом, должен быть предупрежден арбитром.

1.9.5. Если игрок предлагает ничью, когда идут его часы, партнер может принять предложение, отклонить его или отсрочить свое решение, пока он не увидит ход играющего.

1.9.6. Если предложение ничьей не будет принято, тот же участник может вторично предложить ничью лишь после того, как другой участник использует на это свое право.

Это, наравне с шахматами, классика и элита интеллектуальных настольных игр. На протяжении многих веков игры шашечного типа появлялись по всему миру от Запада до Востока, завоевывая все большую популярность.

Доска и шашки

Интересно: Первые упоминания подобной игре идут из Древнего Египта. С девятнадцатого века проводятся международные чемпионаты.

Особенности и разновидности шашек

Главная отличительная черта всех шашек – игра проходит на расчерченном поле равнозначными фигурами, фишками. Каждая шашечная фигура, в отличие от шахматных, имеет тот же вид и ходит точно так же, как остальные.

Соперников обычно двое, иногда больше. Кубиков, бросок которых определяет элемент случайности, как, например, в нардах, здесь нет – все зависит от внимательности и интеллекта игроков.

Как правило, используют настольные шашки, но есть напольные и уличные варианты, отличающиеся только размером. В гигантские можно поиграть, например, на лужайке парка или на вечеринке.

Как ходят

У игры много разновидностей: русские, английские, международные, китайские шашки и другие. Они различаются как внешним видом, так и правилами. Разниться могут размеры поля, количество клеток на нем (от 64 до 144), то, ходят ли фигуры по черным клеткам или по белым.

Наиболее известная в России и на постсоветском пространстве разновидность шашек. Партия идет между двумя участниками на двухцветном поле на 64 клетки, аналогичной шахматной, с такой же разметкой: 8 латинских букв (A –H ), 8 цифр (1–8).

Что входит в комплект

В набор входят собственно шашки, круглые «шайбы» светлого и темного цвета, как правило, белые и черные, и шашечная доска. Смотря по цене и желанию, вы можете приобрести классические шашки деревянные, бюджетные пластиковые или из других, более оригинальных материалов, например, стекла или металла.

Дорожный вариант

К дешевым наборам обычно прилагается шашечная доска из картона. Профессионалы (да и просто любители мало-мальской эстетики) покупают доски из дерева. Дорожные сеты делают в металлической коробочке, к которой магнитятся фишки.

Бюджетный вариант

Для профессиональной игры нужны еще контрольные, так называемые шахматные или шашечные часы с двумя циферблатами и механизмом переключения между ними.

Правила и цель игры

Цель – «съесть» или «запереть» все вражеские шашки. И не допустить, чтобы противник сделал так с вами.

Как расставить шашки

Стартовое расположение шашек на доске – по три ряда, занимая все темные клетки. Доска ставится таким образом, что крайняя левая клетка у игрока – темная. С одной стороны 12 белых, с другой – 12 черных. В начале партии все фигуры – простые, но по ходу партии у них есть шанс выйти в дамки.

Как ходят и бьют

Одно и то же расположение шашек ограничивает их маневренность. Они ходят строго по диагонали по темным клеткам на свободное соседнее темное поле. За один ход можно сделать только один шаг и только вперед.

Если шашечка оказалась рядом с вражеской и по диагонали за той есть свободная клетка, то правила обязуют ее взять, «съесть». Для этого фишка переносится через вражескую и ставится на свободную клетку, а фишка противника убирается с поля (но только в самом конце хода, который состоит из двух полуходов – белых и черных).

Если есть возможность взять еще одну или несколько «единиц боевой техники», то ей необходимо воспользоваться. Обратите внимание, что бить можно как по направлению к краю противника, так и в свою сторону.

Кто первый ходит

Бразильская разновидность

Начинают белые. Право ходить белыми обычно разыгрывают жеребьевкой. Или игроки договариваются между собой, если партия неофициальная.

Как ходит и бьет дамка

Когда шашка доходит до противоположного края поля, она становится дамкой, а дамка в шашках – фигура такая же привилегированная, как ферзь для шахмат. Чтобы отличать от остальных, ее либо переворачивают, либо ставят вторую «шайбу» сверху.

Дамка ходит по диагонали на любое количество клеток в любом направлении. Когда она ест шашку противника, то может встать на любую свободную клетку на этой диагонали. Правда, бьет она все же по основным правилам и не может перепрыгнуть две и более стоящие рядом фишки.

Если за ход съедается несколько фигур, то надо рассчитывать «маршрут» так, чтобы не взять одну и ту же повторно – это запрещено.

Что делать, если некуда ходить?

Объявлять конец партии, конечно. Партия считается выигранной в следующих вариантах, при которых один из противников:

  • лишен всех фигур;
  • лишен возможности ходить, то есть фишки есть, но они все заперты;
  • говорит, что сдается;
  • просрочил время хода, если игра идет с часами

Кроме того, партия считается закончившейся вничью при условии:

  • один из участников предлагает ничью, а другой соглашается;
  • сложилась патовая ситуация, когда никто не может сделать ход;
  • три раза подряд на доске повторился один расклад;
  • участник с тремя дамками за 15 ходов не взял единственную дамку противника;
  • игроки 15 ходов двигали только дамки и не взяли за это время ни одну фигуру;
  • ряд других случаев, где на протяжении длительного времени не меняется расстановка сил.

Еще один вариант – поддавки

В поддавки, или обратные русские шашки, играют по тем же принципам, что и в обычные, за одним важным исключением: необходимо чтобы уже ваши фигуры выбыли из игры или оказались заперты.

Для этого требуется специально подставляться под удар, вынуждая противника вас «есть».

Стратегии игры

Есть секреты, которые стоит запомнить, если вы только учитесь:

Английские

Английские шашки, или чекерс, популярны примерно в 30 странах мира, преимущественно англоговорящих и бывших британских колониях. Они похожи на русские, но правила несколько отличаются:

  • пронумерованы только черные квадраты. Соответственно, запись хода будет выглядеть не, например, a 3-b 4, а 21-17;
  • обычные фишки назад не бьют, это позволительно только дамке;
  • первым ходит «черный» игрок;
  • дамка может ходить и бить в любом направлении, но только на один шаг, как обычная фигура;
  • когда шашка становится дамкой, ее ход заканчивается, даже если есть возможность бить дальше.

Для чекерс разработан действующий алгоритм, позволяющий никогда не проигрывать партию, сводя ее к ничьей или выигрывая.

Международный вариант

В странах Европы, Африки, Китае и на территории бывшего СССР хорошо известны так называемые международные шашки.

Комплектация

В международных используется шашечная доска 10 на 10 клеток. Пронумерованы на ней только черные квадраты, как для чекерс. В наборе по 20 «кругляшей» каждого цвета.

Еще один вариант международной разновидности

Цель и правила

Базовые правила сходны с правилами русских шашек, но есть несколько отличий:

  • фигуры расставляются в 4 ряда по 5 штук только на черные ячейки;
  • используется цифровые, а не цифро-буквенные сочетания для записи процесса;
  • шашка становится дамкой, только если ее ход закончился на последней линии, если ход продолжается, то превращения не происходит;
  • при нескольких вариантах взятия фишек, выбирается тот, за который можно сильнее «объесть» противника за раз.

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • один из участников лишился всех шашек;
  • не может сделать ход, так как «заперт» со всех сторон;
  • признает своей проигрыш.

Соответственно, цель партии – взять все фишки противника или загнать его в угол.

Бразильские

Бразильские, они же малые польские шашки, распространены, как следует из названия, в Бразилии и Польше.

Комплектующие

Доска для шашек берется 8 на 8 клеток с нумерацией клеток вдоль вертикально кромки от 1до 8, а вдоль горизонтальной – обозначенными буквами от A до H . Участвует 24 фишки – по 12 каждого цвета.

Правила, победа и стратегия

Играют по правилам международных, а не русских шашек с поправкой на размер поля и количество фишек. Ход начинают белые.

Стратегия – стараться не подставляться под удар и избегать «запирания», а самому – загонять соперника к его краю и атаковать его. Выгоднее держаться у бортов доски и постараться как можно скорее сделать хотя бы одну из своих фигур дамкой.

Условия победы стандартные:

  • «съесть» все фишки соперника;
  • не оставить противнику ни одной шашки, находящейся на поле, не запертой;
  • услышать от второго участника признание поражения.

Пул

В США и на Ямайке часто играют в пул чекерс или просто пул. Он очень похож на английские чекерс.

Что нужно

Для партии требуется доска с пронумерованными черными квадратами – от 1 до 32. Можно взять сет для английских чекерс. Используется набор из 24 фигур.

Правила и победа

Доска располагается так, чтобы черная клетка была внизу слева. На Ямайке ходят по белым диагоналям, в остальных странах – традиционно по черным. Право первого хода отдано «черному» игроку (и дело не в политкорректности – Американская ассоциация пул чекерс существует с 1961 года, а тогда борьба с расизмом только набирала обороты).

Шашки двигаются строго на одну клетку по диагонали вперед, но бить могут как вперед, так и назад. Дамка перемешается по полю и «ест» вражеские фишки в любом направлении. Кстати, здесь не применяется принцип «бери как можно больше», то есть при несколько вариантах атаки, можно выбрать ту, которую считаете нужной, а не ту, при которой уйдет большее число чужих фигур.

Становясь дамкой, шашка заканчивает свой ход на последней линии. Если атака продолжается, что может быть выгодно в определенных условиях, то статус не меняется.

Для победы необходимо, как обычно, лишить противника возможности продолжать, либо заставить его признать поражение.

Итальянские

Хорошо известны в Италии и Северной Африке. Имеют ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание.

Аксессуары для игры

Доску берут 8 на 8 ячеек с пронумерованными черными клетками, на которые тремя рядами с каждой из сторон расставляются фишки. Их требуется 24 штуки двух цветов.

Цель игры и правила

Цели партии стандартны, а вот правила стоит прочитать повнимательнее.


А вот китайские шашки на русские или международные не похожи ни капли. Ни по правилам, ни по внешнему виду. Да еще не из Китая они родом, как выяснилось, а вовсе из Германии.

Причем немцы сделали ее в конце девятнадцатого века на основе американской игры «Халма», назвалась она сначала «Stern-Halma». Современное сочетание «китайские шашки» придумали американские бизнесмены в 1928 году во имя маркетинга.

Комплектность

Для игры в китайские шашки сделано особое поле в виде шестиконечной звезды с ячейками. На него выставляют 60 фишек – по 10 фишек 6 разных цветов. Фишки могут быть разной формы, но чаще – столбики или шарики.

Как играть

Партия не требует «съедать» фишки противника. Цель – переставить все свои фишки на противоположный край звезды (дом или двор). Сделать это необходимо за меньшее число ходов, чем противники.

Принимать участие могут 2, 3 или 6 человек. Если играют двое, то берут по 15 фишек на каждого, если трое или шестеро – по 10.

На своем году фишку можно переместить в соседнюю ячейку или перепрыгнуть ею через одну свою или вражескую фишку. Если есть возможность прыгать дальше, то ей необходимо воспользоваться.

Другие разновидности

В попытках разнообразить игру придумывают много новых вариантов и вспоминаются старые. Например, кого-то не устраивает традиционная доска-квадрат – он мечтает сыграть в овальные шашки или объемные, а не двухмерные.

Или взять мини-шашки, коробку с которыми можно просто положить в карман и взять с собой – такие наборы вполне себе существуют.

Столбовые

Кроме того, вы можете сыграть в следующие виды шашек:


Иногда японским вариантом шашек называют го, но это игра с принципиально иными правилами и имеющая более древнюю историю, уходящую на несколько тысяч лет назад в Китай. Так что ответить «го» на вопрос «японские шашки, 6 букв» вы можете, чтобы сошелся кроссворд, но знайте, что его составитель ничего в них не смыслит.

Го

В го играют на специальной доске, гобане, двояковыпуклыми камнями черного (181 штука) и белого (180 штук) цвета. Их ставят на пересечении линий на гобане (сетка 19 на 19). Цель – отгородить своими камнями большую площадь на доске, чем противник.

Еще интересные игры

Екатерина Сазанова

Приятной игры!

Подписывайтесь на наш канал в